К циклу киевских былин можно отнести еще несколько песен о заезжих богатырях, приезжавших гостить ко двору ласкового князя Владимира из далеких стран. Эти сказания были сложены в эпоху расцвета Киевской Руси.

В былине о Чуриле Пленковиче рассказывается, что к князю Владимиру пришли его охотники и рыбаки. Они жаловались: чужие дружинники избили их, княжеских слуг, и без разрешения охотятся в княжеских лесах, ловят рыбу в княжеских водах. Выяснилось, что дружинники эти – слуги заезжего богатыря, Чурилы Пленковича.

Князь Владимир двинулся со своей дружиной, боярами и богатырями в поместье заезжего богатыря – объясняться с ним. Но, приехав во владения Чурилы Пленковича, князь застал дома только старого Пленко, отца Чурилы, который встретил Владимира с радушием и почетом. Князь удивился красоте и богатству терема Чурилы:

 

На небе солнце, и в тереме – солнце,
На небе месяц, и в тереме – месяц,
На небе зори, и в тереме – зори
И вся красота поднебесная.

 

Пленко пригласил князя к столу, и Владимир, забыв, что приехал по поводу жалоб своих рыбаков и охотников, благодушно уселся пировать с новым знакомым. В середине пира послышался какой-то необычайный шум, и князь «ужаснулся», увидев в окно приближение огромной дружины. Впереди нее ехал необыкновенно богато одетый человек, над которым слуги несли «подсолнечник» (зонтик). Владимир поначалу принял его за грозного посла из Орды.

Пленко усмехнулся и объяснил князю, что это – его сын, Чурила Пленкович, со своей дружиной возвращается с охоты, а что «подсолнечник» несут над ним для того, чтобы «не запекло солнце его лица белого». Красавец и щеголь Чурила больше всего и славился своим богатством и красотой.

Князь Владимир познакомился с Чурилой и пригласил его погостить к себе в Киев. Чурила принял приглашение. Он поднёс князю и княгине драгоценные подарки, «сорок сороков черных соболей, сорок сороков чернобурых лисиц».

В Киеве Чурила встретился с другим заезжим богатырем, Дюком Степановичем.