III - Германия в эпоху Реформации

62. Германия в начале XVI века

Реформация в Германии совершалась от начала двадцатых до середины пятидесятых годов XVI в. Лютер выступил в самое горячее время. Немецкие крестьяне, положение которых в конце средних веков стало ухудшаться, сильно волновались и во многих местах еще с конца XV в. поднимали восстания, большею частью под знаменем «башмака», бывшего крестьянскою обувью, в отличие от рыцарского сапога. Имперское рыцарство с неудовольствием смотрело на возраставшую власть князей, стремившихся его обуздать и подчинить себе наравне с земским дворянством, т. е. рыцарством отдельных княжеств. В Вюртемберге незадолго до начала проповеди Лютера был крестьянский бунт, после которого и рыцари предприняли поход на герцога, кончившийся его изгнанием. Все светские сословия, кроме того, были недовольны духовенством. В разных классах общества чувствовалась потребность преобразований, и давно уже создавались планы и программы государственных и общественных реформ. В этой работе приняли участие и некоторые гуманисты, которые только что одержали победу над схоластиками, когда начался спор об индульгенциях. Наиболее деятельную роль в гуманистической публицистике играл в это время Гуттен, тотчас же ставший на сторону Лютера. В многочисленных своих стихотворениях и брошюрах он нападал на папу, духовенство и монахов, а также и на деспотизм князей. Гуттен мечтал даже о союзе рыцарства, городов и крестьян под единою властью императора для освобождения немецкой нации от папы и для объединения Германии, раздробленной между отдельными князьями. Проповедь Лютера обратила все взоры на реформатора, но каждый ожидал от предстоящей реформации лишь того, что ему самому было нужно. Было, кроме того, в Германии и много нерешенных вопросов о взаимных отношениях между императором и князьями. Имперские князья давно уже начали превращаться в самостоятельных государей. В 1519 г., т. е. в самом начале проповеди Лютера, умер Максимилиан I, и курфюрсты избрали в преемники ему могущественного Карла V, связав его особыми условиями, которые должны были ограничить его власть. Все противники князей, наоборот, надеялись, что новый император совершит внутренние преобразования, которых так все желали. К нему поэтому обратился и Лютер; от него же ждал всего хорошего и Гуттен. Карлу V было бы легко, опираясь на сочувствие нации, сломить господство князей, но только император не мог этого сделать. Он был больше императором Священной Римской империи в её всемирно-монархическом значении, чем национальным немецким государем, а это положение не позволяло ему стать на сторону врагов папства, так как самая идея империи была идея строго католическая. По другим своим владениям он имел счеты с Франциском I и вел с ним войны как раз в то время, когда в Германии происходило реформационное движение.

 

63. Вормсский сейм

После своего избрания Карл V приехал в Германию только в 1521 г. и собрал имперский сейм в Вормсе, где предложил курфюрстам, князьям и уполномоченным имперских городов разные реформы, имея ввиду, впрочем, не столько нужды самой Германии, сколько потребности предстоявшей войны с Францией. В это время вся Германия интересовалась делом Лютера, и он был вызван на сейм. Лютер охотно поехал в Вормс, думая защитить свое учение, но император потребовал у него отречения. Реформатор на это не согласился, заявив, что он лишь тогда откажется от своих взглядов, если его убедят текстами Священного Писания или очевидными доводами разума, и прибавил, что он не может подчинить своей совести ни папе, ни соборам, говорить же против своей совести христианину не подобает.

Лютер приехал в Вормс с охранной грамотой и потому был отпущен домой, но Карл V все-таки издал эдикт («Вормсский эдикт»), осуждавший Лютера и его сочинения и налагавший опалу на него самого и всех его сторонников. Государь Лютера, курфюрст саксонский Фридрих Мудрый, боясь за егоучасть, спрятал его в замке Вартбурге, где он прожил около года под чужим именем и в одежде рыцаря. Здесь Лютер начал свой знаменитый перевод Библии на немецкий язык, имеющий важное значение и в истории немецкой литературы.

 

64. Начало немецкой Реформации

Карл V уехал из Германии и не появлялся в ней несколько лет, занятый войною с Франциском I. Между тем в Виттенберге начались большие беспорядки. Сторонники Лютера, особенно пылкий Карлштадт, начали реформу богослужения разными нововведениями, каковы причащение под обоими видами, замена латинского языка немецким и т. п. Народ принял участие в этой реформации, но крайне бурное и насильственное, сопровождая ее истреблением священных изображений в храмах и нападениями на защитников старой веры. В городе появились к тому же проповедники, из учения которых вырос потом весь анабаптизм, и стали волновать народ своими страстными речами. Тогда Лютер оставил Вартбург и явился в Виттенберге, где и занялся проведением реформы, но более умеренной и спокойной и притом с согласия княжеской власти. Было преобразовано все богослужение в смысле большей простоты и назидательности, и сам Лютер составил для него ряд церковных песнопений на немецком языке. Когда монахи его монастыря все разбежались, то он также оставил монастырь и вскоре женился на бывшей монахине, последовав примеру других священников, которые вступили в брак еще раньше. Особое внимание обратил Лютер на народное образование; в этом деле ему много помогал Меланхтон. Наконец, он посоветовал своему государю отобрать в казну все церковные и монастырские имущества для содержания пасторов, училищ, богаделен и больниц и устроить особое ведомство для управления внешнею стороною церковных дел. Из курфюршества Саксонского эта реформа распространилась мало-помалу и на другие княжества. Князья охотно ей покровительствовали, потому что секуляризация духовной собственности их обогащала, а отдача в их руки высшего заведования церковными делами усиливала их власть. В новой церкви князья сделались, по выражению самого Лютера, summi episcopi: они управляли духовенством посредством особых суперинтендентов и консисторий. Секуляризованные земли князья нередко раздавали своим приближенным.