Мойры (у римлян – парки) – три богини, дочери Зевса и Фемиды, которые представлялись древним грекам и римлянам олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного. Власть их была очень смутно определена; иногда казалось, что эта власть подчинена богам, а иногда – напротив, что она превышает власть богов и что боги не могут ни изменить, ни отменить того, что предрешили мойры.

«Сегодня, – говорят боги у Гомера, – мы все спустились с Олимпа, чтобы принять участие в битве, дабы помешать троянцам нанести вред Ахиллесу. А между тем над ним должна неизбежно исполниться та судьба, которую для него выткали мойры в момент его появления на свет». Вергилий, подобно Гомеру, видит в Юпитере (Зевсе) только исполнителя законов Судьбы, или Рока, а не законодателя и властителя судеб. Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: «Надо ли верить Гомеру и Гесиоду, которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали мойры в момент рождения каждого?» Юпитер отвечал: «Да, это совершенная правда. Мойры предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели. Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали».

 

Богини Судьбы - Норны, Мойры, Макошь - Кто плетёт Нить

 

Греки веровали во множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, так как каждый из богов являлся самостоятельным и свободным; даже Зевс, властитель богов и людей, не имел неограниченной власти. Люди чувствовали потребность поставить над этим миром богов еще другую власть, высшую, таинственную, простирающуюся над всеми. Такую-то власть олицетворяют таинственные и страшные мойры.

У Гомера мойра является обыкновенно в единственном числе, но в его же поэме есть и упоминания о нескольких мойрах: они прядут нить человеческой жизни и называются пряхами. Гесиод называет уже троих: Клото – прядущая (нить жизни), Лахесис – определяющая участь и Атропос – неотвратимая.

Древнее искусство изображало их в виде старух или дев со строгими, мрачными лицами: Клото с веретеном, Лахесис с шаром, на котором она намечала судьбу людей, и Атропос с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни, и с солнечными часами, на которых она показывает час смерти.

Мойры, богини судьбы

Мойры. Скульптор И. Г. Шадов

 

В одной из флорентийских галерей находится знаменитое произведение Микеланджело, где мойры изображены старухами. Французский скульптор Дебэ придал в своей группе мойрам образы молодых, красивых девушек: Клото, увенчанная плодами, держит веретено и нить человеческой жизни, которую неумолимая Атропос с ветками мрачного кипариса на голове собирается перерезать, а Лахесис вынимает из урны шар, на котором она начертит все, что должно произойти в течение короткой жизни этого смертного.

Среди многих мифов, связанных с мойрами, самый известный – миф о Мелеагре.