Роман был впервые опубликован в журнале «Время» (январь – июль) за 1861 год под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок неудавшегося литератора» с посвящением М. М. Достоевскому. В этом же году вышло отдельное исправленное издание романа, при подготовке которого Достоевский существенно переработал его текст. В частности, во многих случаях были опущены мелодраматические сцены, заметно сокращены и переработаны речи князя Валковского и Наташи и т. д.

При следующих переизданиях романа проводилась лишь стилистическая правка. Третье издание появилось в 1866 году. В этом же году роман был напечатан во втором томе Полного собрания сочинений Достоевского 1865 – 1866 гг. Последнее издание «Униженных и оскорбленных» при жизни автора вышло в свет в 1879 году. Рукопись романа до нас не дошла.

Можно предположить, что замысел произведения относится еще к 1857 году: «Напишу роман из петербургского быта, вроде «Бедных людей» (а мысль еще лучше «Бедных людей»)», – писал Достоевский из Семипалатинска 3 ноября 1857 года (Письма, т II, стр. 586), имея в виду, вероятно, будущих «Униженных и оскорбленных».

Писался же роман в 1860 – 1861 годах. Работал Достоевский быстро, гнал «на почтовых», как любил он выражаться в подобных случаях, чтобы успеть дать первые главы в беллетристический отдел нового журнала «Время». Все же работа над романом затянулась до июля 1861 года. Печатание романа на протяжении полугода заметно ослабляло впечатление, и Достоевский был естественно недоволен этим (см. Письма, т. I, стр. 303). Поспешностью в работе объясняются и многие художественные недостатки произведения. Аполлон Григорьев в письмах из Оренбурга, опубликованных Страховым в журнале «Эпоха» (1864, № 9), упрекал редакцию, что она загоняла, «как почтовую лошадь, высокое дарование Ф. Достоевского», и приводил в пример «Униженных и оскорбленных». В этой же книжке «Эпохи» был опубликован ответ Достоевского в форме «Примечания», где он отводил обвинение от всей редакции, принимая вину на себя: «Если я написал фельетонный роман (в чем сознаюсь совершенно), то виноват в этом я, и один только я. Так я писал и всю мою жизнь, так написал все, что издано мною, кроме повести «Бедные люди» и некоторых глав из «Мертвого дома». Очень часто случалось в моей литературной жизни, что начало главы романа или повести было уже в типографии и в наборе, а окончание сидело еще в моей голове, но непременно должно было написаться к завтраму. Привыкнув так работать, я поступил точно так же и с «Униженными и оскорбленными», но никем на этот раз не понуждаемый, а по собственной воле моей. Начинавшемуся журналу, успех которого мне был дороже всего, нужен был роман, и я предложил роман в четырех частях... Но вот что я знал наверно, начиная тогда писать: 1) что хоть роман и не удастся, но в нем будет поэзия, 2) что будет два-три места горячих и сильных, 3) что два наиболее серьезных характера будут изображены совершенно верно и даже художественно. Этой уверенности было с меня довольно. Вышло произведение дикое, но в нем есть с полсотни страниц, которыми я горжусь» («Эпоха», 1864, № 9, стр. 51 – 52).

 

Читайте также статьи Достоевский, «Униженные и оскорблённые» – анализ, Достоевский, «Униженные и оскорблённые» – идея.