Содержание пушкинского «Бориса Годунова» не разбито по действиям и явлениям. Правильнее делить драму на три части: пролог, главную часть и заключение.

К прологу отнесены события 1598 года (избрание Годунова на царство; отношение к этому факту бояр и народа). Главная часть охватывает события 1603-го года (бегство Григория из монастыря; Борис Годунов в период апогея своей власти, но уже накануне своего постепенного падения; отношение к нему бояр и народа. Борис Годунов в своей семье; появление самозванца в Польше; его любовь к Марине Мнишек). Эпилог, заключающий драму, посвящён событиям 1604 года (борьба с самозванцем, смерть Годунова, убийство детей Бориса).

 

Пушкин. Борис Годунов. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

 

Пролог «Бориса Годунова» – анализ

Отношение к Борису знати

В первой части («пролог») яркими штрихами очерчены отношения к Борису высшего, родовитого боярства и простого народа. В речах коварного, злобного, но трусливого Василия Шуйского чувствуется затаенная скрытая злоба именитых бояр против Бориса, этого всесильного «выскочки», готового шагнуть на царский престол.

 

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мононаха!

 

Чувствуется, что здесь, в среде этой аристократии, уже зреет заговор против Годунова, хотя он не успел еще и сесть на престол. Собеседник Шуйского, простодушный Воротынский, на наших глазах делается врагом Годунова, благодаря этой хитрой речи Шуйского.

 

Отношение народа к избранию

Участие народа в избрании Бориса на царство представлено чисто пассивным, бессознательным. Очевидно, сторонники Годунова собрали толпу, ему сочувствующую; к ней примкнули, отчасти из любопытства, отчасти из страха люди, совсем не заинтересованные в деле Годунова. В этой пестрой толпе нет единого сердца, нет единой души. Приводя разговоры, ведущиеся в задних рядах этой толпы, Пушкин дает понять, что эта толпа ненадежна, и «избрание» сделано не ею, а группой бояр. Царь выбран благодаря энергии сторонников, но не голосом народа.

 

Речь Бориса

Но вот появляется перед нами и сам новоизбранный царь. Он говорит красивую речь, в которой обращается к патриарху, боярству, народу.

 

Ты, отче патриарх, вы все, бояре!
Обнажена душа моя пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем!
Сколь тяжела обязанность моя!
Да правлю я во славе свой народ,
Да буду благ и праведен.

 

Ложь как основа всей жизненной трагедии Бориса

Мы не знаем, искренне или лживо говорит Годунов, стоит ли перед нами действительно растроганный человек, или ловкий лицемер; нам ясно лишь одно – что это речь заблуждающегося человека. Если Борис думает обмануть своих слушателей, то тот, кто подслушал разговор Шуйского с Воротынским, народные толки на Девичьем Поле, скажет, что обманывается при этом сам Годунов, искусный лицемер. Если же Борис не лицемерит, если он искренне говорит о себе, как о народном избраннике, то заблуждение его выступает еще ярче. Поэтому речь царя, полная мира и любви, полная таких светлых надежд, оставляет в нас тяжелое, тревожное впечатление. Царь говорит:

 

Да правлю я во славе свой народ
Да буду благ и праведен...

 

Нам же слышатся в это время злобные речи Шуйского, слышится смех народной толпы...

Великий обман – таково общее впечатление, оставляемое в нас и сценой, где выступают бояре, и сценой, где действует народ, и речью царя. Семя лжи, посеянное самым избранием Бориса, рано, или поздно взойдет.

Пушкин. Борис Годунов

Иллюстрация Б. Зворыкина к "Борису Годунову" Пушкина

 

Главная часть «Бориса Годунова» – анализ

 

Отношение народа к Борису в главной части трагедии

В «главной части» уже обнаруживаются все результаты этой лжи. Из тихой монастырской кельи летописца Пимена выходит самозванец. Пимен, старик, чуждый мелких интересов современности, возвысившийся над волной текущей жизни, произносит свой суд Борису. Тем ужаснее этот суд, чем он чище, свободнее от личных интересов. Старый монах является воплощением народной совести, возмущенной преступлением царя и требующей возмездия. Таким образом, если недовольство бояр и равнодушие народа рождают исторические условия, благоприятные для падения Бориса, то в осуждении его за содеянное преступление (убийство царевича Дмитрия), осуждении, очевидно, все растущем в сознании народа нарастает новое, самое главное условие гибели Бориса «нравственное». Из добродушно-бесстрастного народ делается теперь строгим судьей Бориса, судьей неподкупным, не ценящим даже на то добро, которое Борис творит, как правитель.

 

Монолог Бориса

Монолог Бориса: «Достиг я высшей власти» – рисует весь трагизм его положения: по-видимому, он достиг апогея своего величия, но счастья не обрел. Он видит, что какая-то неумолимая, злая сила подтачивает его благополучие... В толпе, выкликавшей имя Бориса, не видно было любви к нему, но не было и открытого нерасположения к нему, теперь мы узнаем, что народное настроение успело выясниться и определиться не в пользу Бориса. Призрак народного избранничества рассеялся. Борис увидел перед собой народ, готовый верить всякой сплетне и клевете, касающейся царя.

Вот почему в душе Годунова нет покоя. И совесть мучит его за содеянное злодеяние. Но он еще не понимает, что и голос народа, и голос его совести – это нарастающее возмездие за преступление.

 

Отношение бояр к Борису в главной части драмы

В доме Шуйского собираются бояре. В речах присутствующих чуется уже, что измена Борису готова. Боярам решительно нет дела до преступления Бориса, им важно лишь свалить ненавистного им «выскочку». Для этого они готовы мутить народ и перейти на сторону самозванца. События развертываются все быстрее и быстрее. Но вот, сознание Бориса проясняется. Теперь он все свои беды объясняет тем, что «прогневил небеса». Годунов ждет кары, трепеща от мысли, что она коснется и его дочери («Безвинная! Зачем же ты страдаешь?»), и его сына («Ты невинен... А я за все один отвечу Богу!»).

Пушкин. Выстрел

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы В. Тропинина, 1827

 

Эпилог «Бориса Годунова» – анализ

 

Отношение народа и состояние души Бориса в эпилоге пьесы

В заключительной части пушкинской пьесы содержится развязка всех тех положений, которые намечены в прологе: народ по отношению к Борису принимает явно враждебное положение: потешается над его приказанием предать «анафеме» самозванца («пускай себе проклинают; царевичу дела нет до Отрепьева»); устами юродивого народ в лицо Борису говорит, что он «зарезал» Дмитрия. На эти слова Борис может только простонать: «оставьте его. Молись за меня, бедный Николка». Двойная борьба с самозванцем на окраине государства и со всей «землей» в сердце государства, в Москве, ему не под силу. Оттого, первая победа, одержанная над самозванцем, его уже не радует: он чувствует, что это торжество кратковременное,

 

Он побежден какая польза в том?

 

Даже попытка обратиться к воинским талантам Басманова недолго ласкает его надеждой: родовитое боярство, с его местничеством, не уступит власти Басманову, да и народ не окажет ему поддержки.

Волшебный круг, обведенный судьбой вокруг Бориса, замкнулся безысходно. Судьба может оказать лишь одну милость несчастному царю – предупредить позор развенчиванья, потери власти». Борису, действительно, не пришлось склонить голову перед «расстригой». Он умирает. Но эта смерть – только начало конца. Мы должны еще увидеть, как со смертью Бориса, гибнет дело всей его жизни, гибнет его царственное наследство.

Лишь только Борис закрыл глаза, Басманов, с которым так откровенно беседовал Борис, на которого он возлагал столько надежд, переходит на сторону Самозванца. На московской площади раздается крик:

 

«Народ! народ! в Кремль! в царские палаты!
Ступай вязать Борисова щенка!»

Народ (несется толпою)

«Вязать! топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!»

 

Отношение народа к вести об убийстве детей Бориса

Этим могла бы закончиться драма. Мы узнали судьбу Бориса до конца и видели глубокий анализ психологического состояния преступника. Но Пушкин дает еще одну заключительную сцену. Мария и Федор Годуновы убиты сторонниками самозванца. Мосальский объявляет: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели мертвые трупы». Народ в ужасе молчит. «Что же вы молчите? – продолжает Мосальский. – Кричите: «да здравствует царь Дмитрий Иванович!» Народ безмолвствует.

Известно, что первоначально заключение пьесы было иное, в рукописи пьеса оканчивается народным возгласом: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!» На каком бы из этих двух вариантов мы ни остановились, суть дела не меняется. Крик народа, который перед тем «в ужасе молчал», не указывает, конечно, на перемену настроения народной массы. За этим вынужденным криком кроется все тот же ужас, на который указывает и «народное безмолвие». Этот ужас, это безмолвие – немой приговор самозванцу...

«Народ в ужасе молчит». Это молчание могло быть прервано разве речью какого-нибудь юродивого, который напомнил бы новому царю об убийстве Борисова сына, как напомнил он Борису о гибели Дмитрия... Приговор над самозванцем уже составлен. Наступит день, приговор войдет в законную силу и будет объявлен в окончательной форме.

 

Вставные эпизоды

Вставными эпизодами в основное содержание драмы являются сцены: «Корчма на литовской границе», сцены, где действуют Самозванец и Марина (Краков, дом Вишневецкого. Замок воеводы Мнишка в Самборе. Сцена у фонтана. Граница Литовская. Равнина близ Новгорода-Северского. Севск. Лес.). Все эти второстепенные сцены нужны Пушкину для обрисовки Самозванца, а не для развития и анализа основной интриги.