Императрица Екатерина II играет в «Капитанской дочке» (см. её краткое содержание, полный текст и анализ) лишь небольшую роль, но в этом эскизе Пушкиным гениально намечены её характерные черты.

Екатерина II

Портрет Екатерины II. Художник Ф. Рокотов, 1763

 

Во время первого свиданья с Машей Мироновой «незнакомая дама» поражает нас каким-то царственным благодушием; затем оно сменяется вниманием, в котором сквозит сердечность. Это милостивое отношение к Маше сменяется вспышкой сдержанного гнева и, наконец, при последнем свиданьи Екатерина предстает перед Машей в ореоле холодного блеска, – монархиней, награждающей добродетель.

Каждый из этих душевных моментов удивительно верно передает исторические черты императрицы – и умение говорить просто, хотя и без сердечной теплоты, которая носит характер фамильярности, и способность отдаться гневу, но не безобразному, не знающему пределов, – и умение очаровать величием своей царственной улыбки, награждающей и прощающей.

Все эти тонко обрисованные Пушкиным особенности действительно были присущи в жизни Екатерине, которая, смотря по потребностям, расчётливо и умело демонстрировала окружающим то одну, то другую, то третью из этих сторон.